Что изучает 11 класс

И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования и науки РФ (11  кл.  1 час/нед. – 34 часа).

И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Химия-10. «Русское слово». (Изучается в 11 классе).

11 класс

Темы

Основные понятия

Строение вещества                   (6 часов )

 

Атом. Обобщение ранее полученных знаний об атоме. Двойственная природа электрона. Орбитали.Распределение электронов в атомах от водорода до кальция (s -, p-элементы). Электронно-графические формулы атомов. d-элементы.

 Обобщение ранее полученных знаний об атоме: ядро (протоны и нейтроны), электроны, их заряд и масса.

Периодический закон и Периодическая система элементов. Характеристика элемента. Значение периодического закона.

Химическая связь. Ковалентная связь: механизмы образования (обменный и донорно-акцепторный), полярная и неполярная, характеристики- энергия, длина. Пространственное строение молекул. Ионная связь. Степень окисления. Сравнение валентности и степени окисления.

Типы кристаллических решёток. Металлическая связь. Зависимость свойств вещества от типа связи и кристаллической решётки. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Водородная связь, её влияние на свойства веществ.

Химические процессы              (11 часов)

Химические реакции и закономерности их протекания. Сущность химической реакции; Энергетика реакции. Экзо- и эндотермические реакции. Тепловой эффект. Термохимические уравнения.

Скорость реакции. Гомо- и гетерогенные реакции. Факторы, влияющие на скорость (природа в-в, концентрация, температура, правило Вант-Гоффа.). Катализ. Роль катализаторов в интенсификации технологических процессов. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие в гомо- и гетерогенных реакциях. Факторы, влияющие на смещение равновесия. Принцип Ле Шателье. Выход реакции.

Химические реакции в водных растворах. Дисперсные системы. Истинные растворы. Явления, происходящие при растворении. Способы выражения концентрации: массовая доля растворённого вещества, молярная концентрация.

Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации, факторы, влияющие на неё. Сильные и слабые электролиты.

Среда водных растворов. Водородный показатель. Индикаторы.

Реакции ионного обмена.

Реакции с изменением степеней окисления атомов химических элементов. Метод электронного баланса. Окислительно-восстановительные реакции в природе, технике, в организме. Коррозия металлов. Электролиз.

Вещества и их свойства (12 часов)

Оксиды. Классификация, физические и химические свойства.

Гидроксиды. Основания, классификация, диссоциация, химические свойства. Кислоты, классификация, диссоциация, химические свойства. Амфотерные гидроксиды, химические свойства.

Соли. Средние соли, диссоциация, химические свойства. Кислые соли, диссоциация и перевод кислых солей в средние. Основные соли, номенклатура и диссоциация. Гидролиз солей. Степень гидролиза, зависимость от температуры и концентрации. Смещение равновесия гидролиза.

Неметаллы. Положение в Периодической системе, строение атомов. Физические свойства. Окислительные и восстановительные свойства. Способы получения. Благородные газы.

Металлы. Положение в Периодической системе, строение атомов. Физические свойства. Способы получения. Ряд напряжений металлов. Восстановительные свойства. Переходные металлы на примере железа. Роль металлов в промышленности и организме.

Химия и химичес-кая техноло-гия              (3 часа).

Производство серной кислоты: закономерности химических реакций, выбор оптимальных условий. Общие научные принципы химического производства. Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды от загрязнений.

Химия и охрана окружающей среды          (2 часа)

Атмосфера. Состав атмосферы Земли. Озоновый слой. Основные источники загрязнений. Парниковый эффект, кислотные дожди, фотохимический смог. ПДК вредных веществ. Охрана атмосферы.

Гидросфера. Вода в природе. Роль воды в круговороте веществ в природе. Источники загрязнений. Охрана водных ресурсов.

Почва – основной источник обеспечения сельскохозяйственных культур питательными веществами. Источники загрязнения почвы. Способы снижения загрязнённости почвы.