Уроки в 9 классе

  Уроки №№ 23-24 (14-19 декабря). Элементы главной подгруппы VI группы.

Мы будем изучать элементы и простые вещества - кислород и озон. Выполним лабораторные опыты: самостоятельно получим чистый кислород и научимся его распознавать. Вы будете работать самостоятельно, а в конце урока сдадите на проверку выполненные вами задания. Домашнее задание: § 18, упр. 2,§19, упр.3.

Уроки №№ 25-26 (21-26 декабря). Сера и её соединения.                                              

Самостоятельная работа по решению задач, в условии которых указан избыток вещества (см. страницу "Как решать задачи"). Тестирование на компьютере по теме "Кислород. Озон".  Затем мы познакомимся с серой и её соединениями. Попробуем предсказать свойства веществ: кикие соединения серы являются только восстановителем, а какие - только окислителем, а какие вещества проявляют свойства и восстановителя, и окислителя. Как это определить? Повторите, пожалуйста, что называется окислителем, а что - восстановителем. Особое внимание следует уделить серной кислоте. Её называют "хлеб химической промышленности". Почему? Домашнее задание: §§ 20-23, упр. 2, после § 23. Халат.

Уроки №№ 27-28 (11-16 января). Сера и её соединения.      

Ещё раз остановимся на соединениях серы: её оксиды являются кислотными, поэтому взаимодействуют с водой, щелочами и  основными оксидами; серная кислота разбавленная проявляет все свойства кислот - взаимодействует с металлами, стоящими до водорода в ряду напряжений металлов, с основными оксидами, основаниями и солями. Всё это надо вспомнить, записав уравнения соответствующих реакций. А свойства концентрированной серной кислоты имеют отличия. Какие? Об этом мы узнаем, проведя лабораторный, демонстрационный опыты и посмотрев видиофрагмент. Работа очень насыщенная. Надо выделить время на решение задачи. Работа на уроке будет проконтролирована проверкой тетрадей. Домашнее задание: §§ 22-23, составить уравнения реакций: S → SO2 →H2SO3 → Na2SO3. Халат.

Уроки №№ 29-30 (18-23 января). Подгруппа кислорода.

На первом уроке проводим контрольную работу, на втором - практическую работу. Повторите решение задач, составление ионных уравнений и уравнений электронного баланса. Всё это надо применить к веществам, образованным элементами кислородом и серой. Для проведения практической работы повторите качественные реакции. Домашнее задание: задача: при сгорании фосфора в кислороде образуется оксид фосфора (V). До реакции имелось 8,68 г фосфора и 10л (н.у.) кислорода. Определите в граммах массу полученного оксида.

Уроки №№ 31-32 (25-30 января). Подгруппа азота.

Мы купаемся в океане азота. Мы вдыхаем азот даже в большем объёме, чем кислород. Но и выдыхаем его же. Почему азот не вступает в химические реакции? Можно ли его заставить реагировать с другими веществами? На эти вопросы мы будем отвечать на уроке. А ещё вспомним стихотворение Тютчева "Люблю грозу в начале мая" и  объясним эту любовь с химической точки зрения.   Домашнее задание:  §§ 24-25,    упр. 4, халат.

Уроки №№ 33-34 (1-6 февраля). Подгруппа азота.

Проверка знаний по темам "Азот" и "Аммиак". Далее познакомимся с азотной кислотой и нитратами. Полезные и ужасные нитраты. Может ли такое быть? Выполним практическую работу по получению и свойствам аммиака. Предстоит понять новый тип задач "Вычисление по уравнению реакции, если исходное вещество содержит примеси" (см. страницу "Как решать задачи"). Домашнее задание:  §§         халат. Задача: вычислите объём кислорода, полученного при разложении 110 г калиевой селитры, содержащей 5% примесей.

Уроки №№ 35-36 (8-13 февраля). Фосфор и его соединения.

Правда ли то, что собака Баскервиллей была намазана белым фосфором и поэтому светилась в темноте? Почему фосфор называют элементом жизни и мысли? Ответим на эти и другие вопросы на уроке. А ещё выполним практическую работу по изучению минеральных удобрений. Решим задачу типа "Вычисление по уравнению реакции, если исходное вещество содержит примеси" (см. страницу "Как решать задачи").  На следующем уроке - контрольная работа по теме "Подгруппа азота".  Она будет включать в себя написание уравнений реакций (цепочки и отдельные), задачу и теоретический вопрос, связанный с применением азота, фосфора и их соединений в нашей жизни. Готовьтесь!!! Домашнее задание:  §29, упр. 4. Задача: вычислите массу фосфоной кислоты, полученной при реакции  серной кислоты  и 650 г фосфорита,  содержащего 90% фосфата кальция.

Уроки №№ 37-38 (15-20 февраля). Повторяем тему "Элементы подгруппы азота" и пишем контрольную работу. Необходимо повторить решение задач "Расчёт по уравнению реакции, если одно из исходных веществ дано  с примесями", составление уравнений электронного баланса и ионно-молекулярных уравнений. На втором уроке рассматриваем элементы подгруппы углерода и готовимся к выполнению проектов по следующим темам: 1) Алмазы и бриллианты; 2) Графит и сажа; 3) Оксиды углерода; 4) Жёсткость воды и способы её устранения; 5) Адсорбция; 6) Драгоценные камни - соединения кремния; 7_ Стексло; 8) Керамика; 9) Цемент - вяжущий строительный материал. Вам необходимо подготовить компьютерную презентацию из 7 слайдов: 1) красивое название и фамилии уч-ся, подготовивших выступление; 2) вопросы (2-3),  на которые будут отвечать слушатели письменно в тетрадях; 3) 3-7 - основное содержание. а на последнем слайде - гиперссылка на слайд № 2, где размещены вопросы.  В конце урока все сдают тетради на проверку. Домашнее задание: выступления по указанным темам (групповые задания).

Уроки №№ 39-40 (24-27 февраля). Углерод, кремний и их соединения.

Слушаем выступления по проектам, ведём записи в тетрадях, узнаём интересные факты о веществах, их применении в нашей жизни. На следующем уроке выполняем тест по подгруппе углерода и практическую работу "Получение углекислого газа и изучение его свойств". Домашняя работа: повторить тему "Подгруппа углерода". Халат.

Уроки №№ 41-42 (1-6 марта). Практическая работа "Получение углекислого газа и изучение его свойств". Повторение темы "Элементы подгруппы углерода".

Как получают углекислый газ в лаборатории? Как его обнаруживают? Что такое известковая вода? Можно ли перелить углекислый газ из одного сосуда в другой? На эти вопросы ответим на уроке. Затем выполним упражнения и ответим на вопросы теста. Домашняя работа: составить уравнения реакций: C→CO2 → Na2CO3 → CaCO3 →Ca(HCO3)2

Уроки №№ 47-48 (1-3 апреля). Железо.

Мы живём в железном веке. Автомобили, трубы, рельсы, мосты сделаны из чугуна и стали, которые являются сплавами на основе железа. Изучим химический элемент и простое вещество. Познакомимся  с соединениями железа. Это первый из изучаемых нами элементов побочной подгруппы Периодической системы. Чем он отличается от элементов главных подгрупп? Почему, разрезая зелёное яблоко, мы наблюдаем изменение окраски его мякоти? Что такое доменная и мартеновские печи? Это ещё не все вопросы, на которые мы ответим на уроке в ходе выполнения лабораторного опыта, просмотра презентации и фильма. А ещё познакомимся с новым типом задач. который называется "Выход реакции".  Домашняя работа.§41-42 (упр.1), задача: вычислить массу железа, полученного из 1 т Fe3O4 при 90%-ном выходе. Повторить тему "Металлы" (в тетрадях есть обобщённые таблицы) и принести халат.

Уроки №№ 49-50 (5-10 апреля). Практическая и контрольная работа.

В ходе практической работы вам предстоит осуществить превращение из соли в нерастворимое основание, доказать, что оксид меди (II) - основный, убедиться в том, что гидроксид алюминия амфотерный. В выводе укажите, какие соединения характерны для металлов.

Контрольная работа по теме "Металлы" включает в себя решение задачи, составление уравнений реакций с применением метода электронного баланса и ионных уравнений, а также сравнение активности элементов-металлов. исходя из их положения в периодической системе. Домашнее задание: решите задачу: вычислите объём водорода (н.у.), полученного при действии соляной кислоты на 40 г сплава, содержащего 96% железа. Объёмная доля выхода продукта реакции 90%.

Уроки №№ 50-51 (12-17 апреля). Органические вещества.

Начинаем новый курс химии - органическая химия. Что такое органические вещества? Чем они отличаются от веществ неорганических? Встречаем ли мы в своей жизни эти вещества? Какую роль они играют в жизни каждого из нас и всей нашей планеты? Эти вопросы мы будем обсуждать на уроке. Домашнее задание: §43, составить цепочки из 7 атомов углерода.

Уроки №№ 52-53 (19-24 апреля). Углеводороды.

Почему два элемента - углерод и водород - образуют миллионы  веществ? Как можно классифицировать эти вещества, а как придумать миллионы названий? Каковы химические свойства углеводородов? Будем искать ответы на эти вопросы на уроке. Упражнения, задачи... Будет всё. Домашняя работа: §44,45. Задача 4 после §44. 

Уроки №№ 54-55 (25-30 апреля). Приодные истоники углеводродов.

Существует множество углеводородов. Откуда они? Где в природе есть углеводороды? Узнаем на уроке. Но сначала будет самостоятельная работа по проверке знаний об углеводородах. Домашнее задание:§ 46. Задача: вычислите объём кислорода и воздуха для сгорания 6,72 л пропана.