Помощь

9 класс. Составление электронных формул строения атома.  Электроны распределяются в атоме по уровням, подуровням, орбиталям. Уровни обозначаются цифрами. На каждом уровне число подуровней постоянно: на 1 уровне s подуровень, на 2 уровне s и p подуровни, на третьем s,p,d. На каждом подуровне число орбиталей постоянно.На одной орбитали не может быть более двух электронов (электроны спаренные, неспаренный электрон, или свободная орбиталь). Для того, чтобы показать распределение электронов в атоме, применяют символическую запись. Её составляют на основе положения элемента в периодической системе. Порядковый номер элемента показывает заряд ядра и общее число электронов; номер периода показывает число энергетических уровней и номер внешнего уровня; номер группы показывает число валентных электронов (электронов, участвующих в образовании химических связей). Составим формулу для атома фосфора. Порядковый номер фосфора 15. Следовательно, в его атоме 15 электронов. Фосфор находится в третьем периоде, следовательно, его электроны распределены на трёх уровнях. Зная структуру уровней, составляем формулу: 1s22s22p63s23p3.

 Решение задач "Расчёты по химическим формулам" Надо воспользоваться двумя основными формулами: m=M*n (1) и V=Vm*n (2), где m - масса вещества; M - молярная масса вещества (численно равна относительной молекулярной массе Mr, которая вычисляется как сумма относительных атомных масс элементов, входящих в вещество. Например, Mr (H2SO4)= 2Ar(H)+ (S)+4Ar(O)=2*1+32+4*16=98), измеряемая в г/моль; n - количество вещества, измеряется в моль; Vm-молярный объём газа при нормальных условиях (н.у.), он равен 22,4 л/моль;  V - объём газа. Величины  М и V относятся к 1 моль вещества. В обеих формулах есть величина n. Можно выразить n  из одной формулы и подставить в другую. Решим задачу: вычислить объём водорода массой 4 г при н.у. Если дана масса вещества, то воспользуемся формулой (1). Выразим количество вещества n=m/M; n(H2) =4/2=2 моль. Подставим это значение в формулу (2): V=2*22,4=44,8 л. Решите задачу самостоятельно и сверьтесь с ответом: вычислите массу углекислого газа СО2 объёмом 67,2 л. (Ответ 132 г).

Составление ионных уравнений реакций. Надо пройти несколько ступеней. Рассмотрим на примере. 1) Составляем молекулярное уравнение реакции с правильным написанием формул и расстановкой коэффициентов: 3NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + 3H2O; 2) Расставляем над формулами веществ заряды ионов (смотрим в таблицу растворимости кислот, солей и оснований).  3Na+OH- + H3+PO4 3-= Na3+PO43- + 3H2O; 3) Составляем ионно-молекулярное уравнение реакции: формулы электролитов (килоты, основания и соли), растворимых в воде записываем в виде ионов, а формулы неэлектролитов и нерастворимых в воде веществ записываем в виде молекул (смотрим в таблицу растворимости кислот, солей и оснований): 3Na++3OH- + 3H+ +PO4 3-= 3Na+ +PO43- + 3H2O; обратите внимание, что коэффициент перед формулой в молекулярном уравнении относится к обоим ионам, а инденкс только к одному. 4) сократим (зачеркнём) ионы, которые встречаются в обеих частях уравнений одинаково, а затем запишем оставшиеся формулы; получим сокращённое ионное уравнение: 3OH- + 3H+ + 3H2O; вот и всё.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Проходим несколько ступеней. 1) Записываем схему реакции (формулы исходных и конечных веществ)  N2 + H2 → NH3 2) расставляем степень  окисления каждого (!) элемента N20 + H20 → N-3H3+  3) выписываем  элементы, которые меняют свою степень окисления и указываем число отданных и принятых электронов (получаем уравнения полуреакций, которые записываем друг под другом)  N20 +  6e →2N-3     H2- 2e → 2H+    Заметим, что выписываем индексы только из формул простых веществ, а затем уравниваем число атомов элементов в левой и правой частях. 4) Составляем баланс отданных и принятых электронов; для этого справа проводим вертикальную черту и указываем наименьшее общее кратное для числа отданных и принятых электронов, а затем делим это число на количество электронов и получаем коэффициенты, которые переносим в уравнение реакции. Проверяем все коэффициенты в уравнении.

                           ок-ль      N20 +  6e →2N-3  I  1  вос-е 

                              вос-ль      H2- 2e → 2H+   I   3  ок-е

  Наименьшее общее кратное для числа электронов будет 6, а разделив его на 6 и 2, получим коэффициенты 1 и 3. Укажем справа от уравнений процессы окисления (Отдача электронов) и восстановления (Взятие электронов); слева укажем окислитель (берёт электроны) и восстановитель (отдаёт электроны).  5) Переносим коэффициенты в уравнение и                      получаем N20 + 3H20 → 2N-3H3+  

10 класс. Составление структурных формул органических веществ. Запомните: углерод в органических веществах имеет валентность IV. В структурных формулах каждая валентность обозначены чертой. Вокруг химического знака углерода должно быть 4 чёрточки. Допишите формулу, показав чёрточки-валентности углерода:

      Н    Н   Н                    .

Н - С - С - С - Н              

     Н    Н    Н    Сложнее обстоит дело с сокращёнными структурными формулами. В них показывают не все атомы, а с помощью индексов отмечают число атомов элемента водорода:  Н3С - СН2  - СН3Сравните обе формулы и убедитесь, что они изображают одно и то же вещество. Валентность углдерода IV. Попробуйте составить формулы развёрнутую и сокращённую вещества С5Н12

 11 класс. Определение типа связи по формуле вещества. Вам поможет схема, показывающая участие элементов металлов и неметаллов в образовании связей: металлы участвуют в образовании металлической связи (образована соединением положительных ионов металлов и общими электронами) и ионной связи (образована притяжением положительных ионов металлов и отрицательных ионов неметаллов). Неметаллы участвуют в образовании ионной связи (см. выше) и ковалентной связи (образована общими электронными парами). Ковалентная связь бывает полярная (образована атомами разных элементов) и неполярная (образована атомами одного химического элемента).

        металлич. связь           ®        металлическая кристаллическая решётка

               ­  ↑                                      

                Ме   

                  ¯           

           ионная связь     ®         ионная   кристаллическая решётка     

                 ­  ↑                                         

                НеМе

                  ¯                                 

       ковалентная связь

          ¯                   ¯

  полярная      неполярная ® атомная  кристаллическая решётка.

        ¯                   ¯                              

молекулярная  кристал. решётка  с молекулами                 

 полярными      неполярными   

 10 класс. Обобщающая таблица по свойствам углеводородов.

Составь таблицу: в столбцах указать названия классов углеводородов: алканы, алкены, алкины, алкадиены, арены. По строкам указываем следующее: общая формула гомологического ряда, суффикс в названии, характер связи, физические свойства, химические свойства, получение, применение.  Заполняя таблицу, ты повторяешь материал, самостоятельно работаешь с учебником. В разделе "химические свойства" надо записать уравнения реакций.  Желаю успехов.

 8 класс. Как составить схему образования ковалентной связи.

 1) Химическая связь - способ соединения атомов между собой. Если бы атомы не соединялись, то не было бы веществ, а летали бы отдельные атомы. Не было бы НИЧЕГО!
Соединение атомов - самопроизвольный процесс, т.е. он идёт без чьей-то воли. Большинство атомов имеют незавершённый электронный уровень, а это значит, что он неустойчивый (Стань на одну ногу. Долго простоишь?). Завершение уровня приводит к устойчивому состоянию (Стань на две ноги. Долго простоишь?). 2) Завершение уровня происходит тремя способами. Зависит это от того, отдаёт или принимает атом электроны, т.е. является он металлом или неметаллом. Способов, или видов связи 3!. Элементы металлы и неметаллы. Металлы всегда отдают электроны. 3) Далее надо рассмотреть каждый вид связи. Описание образования ковалентной связи: а) схема строения атома и определение валентных электронов (обводили кружком) и внешнего уровня (подчёркивали). Сколько атому не хватает электронов до завершения, т.е. до 8. б) Образование общих электронных пар По клеточкам показываем распределение электронов в каждом атоме. Обращаем внимание на неспаренные электроны и показываеми  (соединяем волнистой линией) неспаренные электроны. Получаются общие пары.
в) Составление электронной формулы: пишем химические знаки взаимодействующих атомов и показываем точками электронные пары - общие и собственные. г) Составляем структурную формулу: каждая общая пара электронов заменяется чёрточкой. д) Указываем валентность каждого элемента наж формулой римскими цифрами: сколько связей образовал каждый атом, такова его валентность.

 8 класс. Как определить по формуле тип связи в веществе?Химические элементы делятся на металлы и неметаллы. Как это определить? Смотрим Периодическую систему в учебнике: розовым цветом обозначены элементы-металлы, а белым - неметаллы.2) Смотрим на формулу вещества и определяем, из каких элементов состоит это вещество. Например,NaCl состоит из натрия (металл), и хлора (неметалл). Далее смотрим схему   5. Выучиваем, что ионная связь это связь между металлом и неметаллом. Значит, связь в NaCl ионная!
3) Смотрим схему   5. Связь между неметаллами - ковалентная. НО! Если вещество образовано одним элементом (простое вещество), то связь называется неполярная ковалентная. Например, O2, S, Cl2 и т.д. Если вещество сложное и образовано неметаллами, то в этом веществе связь ковалентная полярная. 4) Металлическая связь по своему названию - это связь в веществах, образованных элементами металлами. ВСЁ!!!

8 класс. Составление формул веществ.  Для составления формулы вещества надо знать из каких элементов состоит вещество и каковы степени окисления каждого элемента. Затем находим наименьшее общее кратное для степеней окисления элементов, делим его на каждую степень окисления и получаем индексы, которые записываем справа внизу у химического знака. Наименьшее общее кратное - наименьшее число, которое делится на каждое значение степени окисления. Например: оксид азота (III): вещество сотоит из азота и кислорода (заметим, что в формуле химические знаки пишутся в обратном порядке по сравнению с их порядком в названии вещества) NO степень окисления кислорода в оксидах всегда -2, а степень окисления азота указана римской цифрой в названии   +3. Указываем степени окисления в формуле N+3O-2. Наименьшее общее кратное для 2 и 3 равно 6. Делим 6 на 3 - получаем индекс азота 2, делим 6 на 2 - получаем индекс кислорода 3.  Формула N2O3

 8 класс Названия веществ.  Назовите вещество Cu(NO3)2    Это вещество относится к классу солей и  сотоит из металла и кислотного остатка. В названии - порядок обратный по отношению к записи элементов в формуле. Сначала называем кислотный остаток. Это нитрат (надо выучить названия кислотных остатков). Медь - металл с переменной степенью окисления, поэтому степень окисления надо вычислить и указать в названии. Для этого заряд кислотного остатка (можно посмотреть в таблице расторимости кислот, оснований и солей) умножаем на его индекс, делим произведение на индекс металла, меняем знак и получаем заряд металла: -1*2/1=-2, меняем знак +2. Заряд меди +2. Записываем название: нитрат меди (II). 

8 класс. Составление уравнений химических реакций. При химических реакциях атомы не создаются и не исчезают, они переходят из одного вещества в другое. Поэтому при составлении уравнений химических реакций надо не только записать формулы исходных и полученных веществ, но и с помощью расстановки коэффициентов показать равенство числа атомов каждого элемента до и после реакции. Расстановку коэффициентов можно проводить различными способами. Предлагаю  воспользоваться четырьмя правилами (их надо выучить и запомнить!!!). 1). Находим элемент, который встречается в обеих частях уравнения по одному разу, но в разных количествах. Если таких элементов больше одного, то берут тот, атомов которого больше. 2). Находят наименьшее общее кратное (НОК) для индексов этого элемента. 3). Делят НОК на индекс этого элемента в каждой формуле и получают коэффициент, который записывают большой цифрой перед всей формулой вещества, в которой указан этот элемент. 4). Проверяют число атомов каждого элемента и ставят необходимые коэффициенты.  Применительно к уравнению 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O первое правило позволяет выбрать элемент Н (О нельзя, т.к. встречается в правой части два раза, Fe нельзя, т.к. число его атомов меньше, чем число атомов Н). По второму правилу НОК для индексов Н (3 и 2) равно 6. Правило третье: делим 6 на 3 и получаем коэффициент перед формулой 2Fe(OH)3; делим 6 на 2 и получаем коэффициент перед формулой 3Н2О. По четвёртому правилу подсчитываем число атомов кислорода в левой части (2*3=6) и в правой части (3+3=6). Уравнение составлено!!!

 8 класс. Как определить возможность протекания реакции?

У вас есть таблица "Свойства веществ основных классов соединений". Воспользуйтесь ею. Например, надо решить вопрос о возможности реакции ZnO+HCl. Сначала определим, к какому классу относится каждое вещество. Вспомните определение состава веществ. И в таблице есть столбец "Состав вещества". Определили. что ZnO - амфотерный оксид, а HCl - кислота. Смотрим по таблице: на пересечении строки "амфотерные оксиды" и столбца "кислоты" находим + и получаются соль и вода. Следовательно, реакция возможна. Составляем уравнение в молекулярной и ионной форме.

8 класс. Составление ионного уравнения реакции.

Составляем уравнение в молекулярной форме (см. выше). Затем переходим к новой строчке и составляем ионно-молекулярное уравнение. Помним: "что растворяется, то распадается". Формулы растворимых электролитов записываем в виде ионов: индекс переходит в коэффициент, ставим заряды. При этом всё время пользуемся таблицей растворимости кислот, солей, оснований. Формулы нерастворимых веществ, воды и оксидов записываем в виде молекул. Затем сокращаем в левой и правой частях уравнения ионы, которые не изменяются. Переписываем оставшиеся. Получаем сокращённое ионное уравнение.